Интервью с российским предпринимателем. Часть 1

Этой публикацией мы открываем раздел «Интервью» на сайте «Way to go».

Сегодня у нас в гостях российский предприниматель по имени Алексей В. Нефёдов, имеющий опыт организации и ведения собственного дела. Послушать аудиоверсию этого интервью онлайн можно по этой ссылке.

Наш собеседник ответил на 10 вопросов. В этой части опубликованы ответы на вопросы с 1 по 4. Ответы с 5 по 10 читайте в продолжении нашего интервью.

1
Какой способ профессиональной самореализации (карьера, свой бизнес, работа в качестве фрилансера и т.п.) ты выбрал для себя? Если со временем происходила переориентация, что было толчком для этого: внешние факторы (социальные, экономические, политические) или переоценка ценностей?

Что касается профессиональной самореализации. Конечно, свой бизнес, поскольку человек я достаточно независимый и не хотел бы работать никогда ни на кого, а только на себя. Не хотел бы ни от кого зависеть, и вообще я противник всяческого рабства. Поэтому для меня, конечно, подходящее — именно свой бизнес.

Карьера меня может быть бы и заинтересовала, но как-то не поступало серьёзных предложений. Хотя — были. Я когда-то работал в банке и, в общем, мог бы там самореализоваться, но всё-таки меня больше прельстило именно своё собственное дело, потому что я человек независимый.

Это не для всех подходит, разумеется. Это довольно беспокойное дело, тут надо быть постоянно в тонусе, постоянно работать.

Многим подходит просто работа в качестве наёмного работника, потому что она при счастливом стечении обстоятельств даёт спокойствие: человек знает, что он получает столько-то денег, что он будет их получать [и в дальнейшем]. Дальше, его может интересовать своё хобби или ещё что-то. Единственное, тут вопрос, конечно, зарплаты. Хорошую зарплату у нас мало кто получает, но такие люди есть. Но для этого, опять же, человек должен быть профессионалом. Топ-менеджеры все являются профессионалами, и их устраивает работа на кого-то. Они выбирают для себя деятельность в уже готовом бизнесе, в котором они смогут себя реализовать. Для них исчезает проблема постановки всего дела на должный уровень: они уже пришли, они там какое-то время проработали, карьера у них получилась, они стали профессионалами.

Их так устраивает. Меня так не устраивает. Я хочу командовать всем. Это лично моё убеждение, и не для всех оно подходит.

Никакой переориентации в плане выбора способа самореализации у меня не было, я всегда хотел иметь своё дело. Внешние факторы — это просто моя голова. Я так хочу. Ни экономических, ни политических, никаких переоценок ценностей не было. Я всегда хотел работать сам на себя, достигать сам успеха, ошибаться самому, хотя стараюсь учиться и на ошибках других — не только на своих. До некоторой степени это удавалось.

2
Что, на твой взгляд, является наиболее приоритетным при создании бизнеса: создание качественного продукта и удовлетворение потребностей потребителя, извлечение прибыли из бизнеса, «изменение мира» (условно говоря; т.е. некая огромная сверхидея). Должен ли каждый создаваемый проект так или иначе приносить деньги? Можно ли считать человека, который создаёт какой-либо проект «ради идеи», а не ради денег, бизнесменом, или же он просто любитель?

При создании бизнеса наиболее приоритетным, на мой взгляд, являются создание качественного продукта и удовлетворение потребностей потребителя. И, разумеется, на основе этого — извлечение прибыли, и чем больше — тем лучше. Что касается изменения мира при этом — до некоторой степени, наверное, да. Если это удастся. Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Да, у меня есть некоторая, условно говоря, сверхидея. Но она настолько, по моему мнению, утопична, что, скорее всего, малореализуема; хотя всё возможно в этом мире.

Да, первое тут — удовлетворение потребностей. Тут не может не быть примером прекрасно известная компания «Apple», которая — не полностью, но до известной степени, — отвечает этому условию. У неё это получается. Хотя там и есть к чему придраться, но в общем и целом, — да. И «Samsung» выходит сейчас на этот уровень, что тоже радует.

Да, качественный продукт и извлечение максимальной прибыли, насколько это возможно. Стремление всегда одно. Да оно и само по себе произойдёт, если будет качественный продукт, либо услуга качественная, — деньги так или иначе пойдут. Может быть, не сразу. Может быть, для этого потребуются какие-то дополнительные усилия, но это случится непременно, просто по-другому не может быть, если ты человеку предлагаешь за небольшие, а иногда даже и за приличные деньги качественную вещь, не сверхкачественную или сверхэксклюзивную, а именно качественную. Скажем так, качественный ширпотреб. Вот как «Apple» делает качественный ширпотреб, очень качественный, до некоторой степени приближающийся к эксклюзивности, возможно.

Насчёт изменения мира, — это как получится, но в общем да. Хотелось бы. Я ещё, как говорится, „не переболел этими детскими болезнями“ изменения мира.

Должен ли каждый создаваемый проект приносить деньги? Это вопрос сложный. Для меня — да. Я считаю, что деньги в настоящее время при настоящей системе, — так как сверхидея моя пока ещё не реализована — это одно из основных условий существования вообще. Условий не просто существования, не то, что мне денег лично много надо, а для того же, условно говоря, изменения мира, денег действительно надо много, потому что забесплатно мир вряд ли изменишь. Нужно деньги либо где-то уметь достать, либо заработать самому. Если ты где-то их достаёшь, то ты становишься зависимым до некоторой степени, а то и сильно зависимым от того, кто тебе эти деньги даёт. Если же ты зарабатываешь деньги сам, то ты сам и волен заработанными деньгами распоряжаться, и уже ни от кого не зависишь.

Да, по моему мнению каждый создаваемый проект — мой, во всяком случае, создаваемый проект — должен приносить деньги.

Можно ли считать человека, который создаёт какой-либо проект «ради идеи», любителем? — да почему он любитель? Да ну нет, конечно же, не любитель. В зависимости от того, как он знает предмет. Хотя и любителей тоже хватает. Если его это устраивает, то почему нет? Вопрос полезности тут, наверное, стоит. Потому что когда ты создаёшь проект, как говорится, ради идеи, ты отчасти создаёшь его больше для себя, а не для других. Тебе кажется, что вот это всё круто очень. А деньги — это большой показатель потребности. То есть если люди платят тебе деньги за твой продукт, услугу и так далее, и ты видишь, что реализация идёт нормально, хорошо, в гору и прочее, — то ты сразу понимаешь: да, твой проект нужен. Это всё очень специфично, это как у тебя с монетами: да, это точно кому-то надо, сто процентов, но это всегда остаётся вещью достаточно нишевой и денег принести вряд ли может много. Вот на продаже, скажем, монет — те же аукционы — наверное, заработать денег можно. Но, опять же, это уже бизнес.

Человек, создающий какой-либо проект ради идеи и видящий, что его проект интересен его кругу, — не обязательно любитель, но он не сможет заработать много денег; а вот деньги, которые тебе платят за то, что ты что-то продаёшь людям, — это прямой показатель необходимости твоей деятельности. Человек может быть профессионалом высокого уровня, но он останется всегда в нише; это хобби.

Я бы, может, что-то и создал. У меня есть, что людям сказать, и так далее, — но у меня просто нет на это времени. Это всё возникает от большого количества свободного времени. Либо у человека должно быть много денег: вот он много уже заработал и теперь создаёт то, что нему нравится; либо он настолько одержим этой своей идеей, что ему уже и деньги не нужны, и он двигает свою идею, и работает над своим проектом… Сложно сказать.

Для меня важно заработать денег, я вот так сразу говорю, откровенно. Чем больше — тем лучше. Вообще, миллиарды. Вот такая вот моя идея. Много, много, много, много миллиардов, скажем так. Я не стесняюсь это говорить. Я деньги люблю, я умею ими пользоваться, и хотелось бы надеяться, что они тоже меня любят или, во всяком случае, положительно ко мне относятся. Для меня деньги являются первым показателем потребности того, что я делаю.

Многим нравится что-то создавать или просто работать ради идеи — они и работают. Но денег они никогда на этом много не заработают; за какими-то исключениями, конечно, редкими. В основном это всё в нише и останется.

3
На твой взгляд, должен ли сотрудник компании просто работать за деньги или ещё и отдавать себя проекту, делая свою работу как профессионал и предвосхищая будущие задачи проекта? Какую роль здесь играет дисциплина?

На мой взгляд, сотрудник должен отдавать себя проекту, но я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что это невозможно; в том, что люди все разные, и большинство людей ходят на работу просто для того, чтобы зарабатывать деньги, и с этим ничего поделать нельзя. Таким работникам мало интересна твоя идея, им мало интересен твой проект.

Есть люди, — их немного, на самом деле, — которые не просто отдают себя проекту, а которых захватывает та же самая идея [что и тебя]. Они готовы работать с тобой в качестве твоего наёмного работника — с возможной перспективой вхождения в состав учредителей или акционеров, и так далее. Известно, что очень хороших работников вводят в составы [руководства], и они становятся „крутыми владельцами“ просто из-за своей головы. Да, это подвижники [и „евангелисты“]. Да, было бы желательно, чтобы все работники такими были, но я прекрасно понимаю, что это невозможно.

Именно поэтому для большинства людей необходима дисциплина, необходимо чёткое разграничение их задач и они должны это знать. Должны быть жёсткие наказания, если они не выполняют правила, потому что по-другому добиться этого невозможно. Это от создателя, от подвижника мы можем ничего не требовать: он и сам всё прекрасно знает, и работает он хоть и за деньги, но его тоже захватывает твоя идея, и он умный, грамотный человек, он постоянно совершенствуется — ему и дисциплина-то не нужна. У него в голове дисциплина. А для остальных, конечно же, нужна дисциплина, и, желательно, очень жёсткая, потому что по-другому не получается. Потому что если будет по-другому, у тебя всё развалится. Роль играет дисциплина с обычными людьми — зарабатывателями денег — огромную, чуть ли не первостепенную.

4
Каковы твои основные правила ведения бизнеса по отношению к сотрудникам, клиентам (партнёрам / контрагентам) и государству?

К сотрудникам — одно: «Я — начальник, ты — дурак». Всё! Я достигаю цели, я вкладываю деньги, вкладываю душу, вкладываю ум, — поэтому к сотрудникам какие правила? Дисциплина и всё! — это к обычным сотрудникам. Я уже об этом говорил. Если удастся найти работников, которые будут работать и вкладывать душу в то, что ты делаешь, — я готов делиться с ними и деньгами, и вообще всем чем угодно, держаться за них всеми руками и ногами. А к сотрудникам к обычным — дисциплина.

Клиенты. Я хочу максимально удовлетворить их потребности. За это я, наверное, получу денежку от них. Я хорошо выполняю свои задачи, а они мне за это платят деньги. Деньги являются показателем того, что я этого достигаю. К клиентам самые положительные правила. «Облизывать» их надо, видимо. Хотя мне не всегда это хочется, иногда хочется их битой по балде ударить, — но я понимаю, что я не прав. Я говорю много об этом, возмущаться могу, но в общем, по идее, клиента надо «облизывать».

К партнёрам. «Ты со мной честен, я с тобой честен. Ты хороший человек, я хороший человек». Порядочность и честность здесь самое главное. А в остальном, человек может быть со своими бзиками, и так далее.

К государству? Максимально сократить его влияние на себя. От этого никуда не уйдёшь, и государство, во всяком случае наше, приносит больше вреда, чем пользы — на мой взгляд.

Продолжение интервью читайте во второй части.

0 комментариев

Оставить комментарий