Чтобы разговор был предметным, возьмём конкретную, реально существующую монету Израиля 1955 года н.э. номиналом в 100 прут (прутот):
Запись «15» как «9» (тэт) и «6» (вав) вместо «10» (йод) и «5» (хе) не совсем понятна европейскому человеку, но она является совершенно верной с точки зрения еврейской религии (в дополнение к этому, «16» записывается как «9» (тэт) и «7» (за́йин) вместо «10» (йод) и «6» (вав)), т.е. с точки зрения евреев в такого рода записи нет никакой ошибки.
Иными словами, на иврите всегда15 пишется как «ט"ו», (тет+вав, 9+6), а 16 — как «ט"ז» (тет+зайин, 9+7).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
20
א
ב
ג
ד
ה
ו
ז
ח
ט
י
כ
а́леф
бет
ги́мель
да́лет
хе (hей)
вав
за́(й)ин
хэт
тэт
йод (йуд)
каф
30
40
50
60
70
80
90
100
200
300
400
ל
ם
נ
ס
ע
פ
צ
ק
ר
ש
ת
ла́мед
мем
нун
са́мэх
а́ин
пэ
ца́ди
коф
рэш
шин
тав
Всё дело в заповеди «Не поминай всуе Имя Божье». Приведу фрагмент заметки, размещённой на странице slovar.co.il/index-99.html:
Ещё один маленький и интересный штрих касается завета: «Не поминай Имени Божия всуе». С точки зрения верующего, даже писать его просто так не рекомендуется. В результате произошла интересная вещь. Вспомните, что евреи с давних времён цифры обозначали буквами. Вот мы считаем от одного до десяти, от алеф (1) до йуд (10), а дальше 11 (10+1) — йуд-алеф, 12 (10+2) — йуд-бет, 13 (10+3) — йуд-гимел, 14 (10+4) — йуд-далет; 15 должно было бы быть 10+5=15, т.е. йуд-hей… Ни в коем случае! Почему? Это половина имени Бога, и ни один еврей никогда не напишет так 15. Он заменит это сочетание букв на тет-вав (9+6). Почему не йуд-hей? Потому что йуд-hей — это сокращение от Имени Божьего, точно также как и йуд-вав (10+6=16). Имя Бога содержит четыре буквы: йуд-hей-вав-hей; как йуд-hей, так и йуд-вав являются сокращениями имени Божьего. Вместо 16 еврей пишет не йуд-вав (10+6), а тет-зайин, то есть 9+7.
Для сокращённого написания имени Бога есть ещё и вариант «יי» йуд-йуд, который просто обозначает сокращение имени Божьего и больше ничего. Религиозные евреи этим довольно часто пользуются.
Есть и ещё один связанный с этим штрих. Поскольку для верующего еврея сочетание йуд-hей (10 и 5) — это сокращение имени Бога, то очень верующие религиозные евреи, те, что называются харедим «богобоязненные», стараются избежать сочетания этих букв и в обычных словах, особенно если это в конце. Они либо заменяют hей(5) на алеф(1), либо отделяют йуд от hей чёрточкой или герешем (знаком сокращения). Это соответствует тому, как по-русски евреи иногда пишут «Б-г» вместо «Бог».
Соответственно, вышеописанный подход относится не только к обозначению дат на монетах Израиля 1955 и 1956 годов (5715 и 5716 по еврейскому календарю), но и к любой ситуации, где присутствует число 15 или 16. Повторим ещё раз: из-за религиозных соображений (заповедь не поминать Имя Божье всуе) евреи пишут 15 как «ט"ו» (тет+вав, 9+6), а 16 как «ט"ז» (тет+зайин, 9+7), так как «י"ה», т.е. 10 и 5, и «י"ו», т.е. 10 и 6, являются сокращениями имени Божьего «יהוה» (Яхве, тетраграмматон ЙХВХ, или YHWH). Тетраграммато́н (тетраграмма) — в иудейской религиозной и каббалистической традициях — четырёхбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога, в отличие от других имён-эпитетов Бога; из этого непосредственно следует, что «Кириос» (Господь), «Теос»/«Деус» (Бог) — это лишь титулы Бога, а не его собственное имя. В соответствии с настоящим правилом, на монетах Израиля, выпущенных в 1955 и 1956 годах, пишется «תשט"ו» и «תשט"ז», то есть записано 400+300+9+6 = 715 и 400+300+9+7 = 716.
Добавим, что новый год по еврейскому летоисчислению приходится на период сентября (не точно сентябрь: возможен и октябрь), поэтому тот же (~1955 н.э.) 5715 год по еврейскому календарю начался 28 сентября 1954 года и закончился 16 сентября 1955 года, поэтому (5)715 год по еврейскому календарю приходится и на 1954, и на 1955 год — при этом бо́льшая его часть приходится, очевидно, на 1955 год.
Еврейский год начинается месяцем тишреем и заканчивается элулом. Вот названия месяцев еврейского календаря в соответствующем порядке: тишрей, хешван, кислев, тевет, шват, адар, нисан, ияр, сиван, таммуз, ав, элул.
В момент написания этих строк заканчивался 5773 год по еврейскому летоисчислению. Вечером 4 сентября 2013 года закончится 5773 год, и начнётся новый, 5774 год (то есть наступит 1 тишрея 5774 года по еврейскому календарю). Обычно при изучении еврейских дат принято не вдаваться в сложности, связанные с тем, что новый день по еврейскому календарю начинается вечером, а не в полночь, поэтому вполне корректно сказать, что новый 5774 год отмечается 5 сентября 2013 года (аналогично, мы собираемся встречать обычный новый год 31 декабря, хотя сам праздник — это 1 января).